[ad_1]
Сборники рассказов — мертвый формат. Это не только мое мнение, потому что сам Чарльз Стросс пишет то же самое в предисловии к своему сборнику «Палимпсест». Поэтому когда издательство «Навчальна книга — Богдан» предложило мне его для написания рецензии я сначала отказался по чисто прагматическим причинам. Это не роман, поэтому понятно, что есть риски меньшей популярности как самого сборника, так и материала о нем. Но потом прочитал отзывы и все же решил попробовать. По моему мнению, оно того стоит, потому что это действительно интересное и редкое, в наше время, издание, о котором хочется рассказать всем ценителям твердой НФ, а также различных ее поджанров и ответвлений.
Эта книга будет интересна людям 30+, которые помнят затертые до дыр книги Азимова, Хайнлайна, Кларка или Виндема в местной библиотеке, потому что другого почти не было. Этот привкус детства и ностальгии и заставил меня взяться за сборник. А теперь о нем узнаете вы, и надеюсь, тоже уделите ему внимание.
«Палимпсест» / Palimpsest
Автор Чарльз Стросс
Переводчики Богдан Стасюк и Руслана Ященко
Издательство Учебная книга — Богдан
Язык Украинский
Количество страниц 416
Обложка Твердая
Год издания 2023
Размер 170×240
Сайт bohdan-books.com
Так как перед нами сборник рассказов, классической заманухи с раскрытием начала истории здесь не будет. И если о некоторых больших повестях в сборнике, например, той же «Палимпсест», и можно что-то рассказать, чтобы не заспойлерить весь замысел, то другие рассказы точно потеряют свой интерес даже от одного предложения.
Скажу лишь, что это очень разножанровый сборник, в котором есть как относительно большие повести, так и действительно маленькие рассказы. А один из них буквально на несколько страниц. Все истории разнообразны. Здесь есть классическая космическая научная фантастика в духе «Золотой эпохи», приключения во времени, сатира, постапокалиптическая фантастика с привкусом фэнтези, киберпанк ближнего прицела, твердая НФ в сочетании с лафкрафтианскими мотивами и так далее.
Рассказы из этого сборника автор написал в период с 1998 по 2008 год. Поэтому все они не только разножанровые, но и отражают различные настроения в западном обществе, различные политические обстоятельства, известные трагедии или какие-то значительные события в истории человечества.
После некоторых повестей или рассказов автор рассказывает о контексте их написания, о своем тогдашнем настроении и мыслях, о замысле и тому подобное. Это помогает больше понять ту или иную историю, а от этого удовольствие от нее увеличивается. Так в одном случае рассказ мне не понравился, но после прочтения комментариев к нему от Чарльза Стросса я изменил свое мнение, потому что увидел более глубокий замысел, который распознал во время чтения.
Часть историй рассказывает о холодной войне между США и СССР, которая от рассказа к рассказу перерастает в нечто существенно хуже, чем было на самом деле. Эти рефлексии автора очень удручающие, но от того не менее крутые. Особенно та история, где Советский Союз устроил на территории Чернобыльской АЭС секретный «Проект Кощей» — ключ Кремля к вратам Ада. Интересно? То-то же и оно!
Конечно, всем читателям не могут понравиться все истории. И это, по моему мнению, самый главный минус не только этого, но и всех сборников рассказов. Каким бы ни был крутой автор, кому-то точно не понравится повесть, рассказ или несколько. А это уже значительная часть книги. Поэтому покупая что-то подобное всегда есть риск негативных впечатлений.
Однако именно через подобные сборники лучше всего знакомиться с автором прежде чем переходить к его большим работам. А у Чарльза Стросса есть что предложить читателям. Например, романы «Ачелерандо» и «Небо сингулярности», которые вышли у того же издательства «Учебная книга — Богдан». А еще этот британский писатель достаточно титулованный, и имеет на своем счету несколько премий «Хьюго» и «Локус», а также «Прометей», «Скайларк» и другие.
Чарльз Стросс технический автор, аскетичный стиль которого напоминает произведения Лю Цисиня. Здесь также прежде всего важен замысел и его раскрытие, а персонажи выступают лишь инструментами, поэтому их развитие и переживания второстепенны.
Мне понравилась главная обложка и форзац издания, сделанные в едином стиле. По обложке не только видно, что перед нами за жанр, а также она передает настроение той классической НФ, за что я отдельно благодарю издательство.
Понравилось качество издания, приятная бумага, нормальный и удобный для чтения шрифт, а также такое часто необходимое, но так мало где реализованное ляссе. Еще здесь есть стильные одноцветные иллюстрации, часть из которых открывает каждую следующую повесть или рассказ. Это однозначный плюс к воспоминаниям о тех самых старых книгах фантастики с картинками, которые мы брали в детской библиотеке.
Меня удивили габариты книги (170×240 мм), что существенно больше стандартных форматов. Она не толстая (416 страниц), потому что это неРотфуссно большая по размерам. Однако внутри есть много почти пустых страниц, где есть абзац или два текста. По моему мнению, это реально можно было совместить с другими подобными страницами, потому что все они относятся к одним и тем же рассказам. Наверное, это бы частично уменьшило размер книги, а значит ее было бы удобнее читать. Возможно, я ошибаюсь и это бы не повлияло на выбранные габариты или толщину, но мне кажется, что все же ее можно было бы сделать немного толще, но меньше. Отмечу, что это на вкус, потому что кому-то нравятся большие книги, а кому-то средние или стандартные. Я же пишу сугубо о своих впечатлениях.
[ad_2]
Источник